Пн.-пт: 09:00 - 19:00
Суб: 09:00 - 13:00
Воскр: выходной
454014 г. Челябинск, ул. Захаренко, 18
Высказывания делятся на императивные и декларативные. Императивной фразой мы просим или приказываем, например: “Скажи “спасибо!”, “Убери игрушки!”, “Раскрась страницу”. Декларативная реплика не требует ответной реакции. Ребенок может дать обратную связь, если захочет. Примеры декларативных фраз: “Какое высокое дерево!”, “Мы собираемся на прогулку”, “А вот и кошка!”.
Дети с аутизмом начинают теряться, нервничать и пугаться, если их постоянно к чему-либо призывают. Не торопите события, пусть сын/дочь ответит вам, когда захочет. Императивные выражения тоже нужны, но в небольших количествах. Они не должны превышать 20 % от всех предложений,которые вы проговариваете.
Исследования показывают, что прямой взгляд в глаза вызывает у людей с аутизмом тревогу. Они начинают паниковать, забывают, что хотели сказать.
Не форсируйте зрительный контакт. Не просите смотреть на вас. Не хвалите за «хороший взгляд». Способность смотреть смотреть в глаза без смущения и страха приходит постепенно, естественно. Наберитесь терпения. Сядьте рядом, периодически смотрите на ребенка, слушайте внимательно. Когда он станет старше, ему можно объяснять, что люди обычно смотрят друг на друга, так им проще общаться, понимать, чего хочет собеседник.
Как общаться с ребенком-аутистом? Не перегружайте его длинными фразами. Пусть длина предложений и сложность слов соответствуют возможностям вашего ребенка. Возможно, он воспринимает только несколько слов в одной реплике. Упрощать речь – не значит «сюсюкать»! Не говорите с дошкольником, как с младенцем, просто говорите меньше и медленнее, выделяйте ключевые слова.
Невербальный – значит неязыковой. Дополните свои слова жестами и активной мимикой.
Сопровождайте речь фотографиями и рисунками, используйте указательный жест. Ребенок с аутизмом мыслит образами, а не словами.
Не старайтесь привлечь внимание ребенка из другого конца комнаты! Расположитесь от него не дальше, чем на расстояние вытянутой руки. Пусть ваши глаза будут на уровне его глаз: наклонитесь, присядьте, посадите малыша выше.
Хотите, чтобы ребенок говорил “спасибо”, “извини”, “доброе утро”? А как часто вы сами произносите эти слова? Повторяйте малышу то, что хотите услышать от него.
Ребенку с РАС необходимо время, чтобы обдумать услышанное. Не торопите, пусть он подумает, подготовит свой ответ. Если он не среагировал на первый вопрос, не задавайте второй. Это сбивает его с толку, создает “кашу в голове”.
Вот основные правила общения с ребенком-аутистом. А теперь последний момент. Даже очень умные люди испытывают сложности с восприятием устной речи, поэтому не думайте, что ваш малыш глупее остальных. Он просто видит мир по-другому! Помните: дело здесь не в интеллекте, а в способе обработке информации. Ваша задача – подстроиться, донести сообщение понятным ему способом, а затем показать ему, как и зачем понимать других людей, как с ними взаимодействовать. Другими словами, вам нужно проникнуть в его реальность, а затем приоткрыть ему дверь в свою.
Полезные статьи: