0
Товаров на сумму:
0 р
Оформить заказ
с 9:00 до 19:00

454006 г. Челябинск, ул. Российская 47,

 

Логопед-дефектолог для детей с аутизмом

Форма консультации
Задайте свой вопрос

Какие речевые нарушения бывают у детей с аутизмом?

  • Отсутствие/нарушение коммуникации. Ребенок произносит звуки, слова, короткие предложения, но речь не служит средством общения. Она скорее автономна, чем ситуативна. Он часто говорит о себе в третьем лице, не произносит местоимение “Я”. Дети с синдромом Аспергера, например, могут петь, запоминать и рассказывать стихи, но в бытовых ситуациях ограничиваться скудным набором стереотипных фраз.
  • Трудности в понимании речи. Человек с аутизмом мыслит образно, а не вербально. У него в голове складываются “картинки”. Ему трудно воспринимать сложные грамматические конструкции, фразы с подтекстом, переносным смыслом.
  • Эхолалия. Многократное, стереотипное повторение одних и тех же слов/звуков, не несущих смысла. Бывает естественной и патологической. Эхолалия у малышей до 4 лет – нормальное явление: сначала они просто копируют речь взрослых, понимание приходит позже. Эхолалия в старшем возрасте всегда является патологией.
  • Проблемы с произношением. Неровный темп, не соответствующая интонация. Речь лишена плавности.
  • Искажение слов. Частные сокращения, перестановка слогов, замещение одного звука другим.

logopedicheskie_zanyatiya_pri_autizme.jpg

Что происходит на занятиях логопеда?

Специалисты помогают детям развивать следующие навыки.

Зрительно-моторная интеграция

В сознании ребенка должны “склеиться” визуальный, тактильный и словесный образ предмета. Для этого он учится следить за игрушками и фигурами. Отработка указательного жеста проходит так: педагог охватывает кисть ученика, берет его указательный палец, обводит объемные предметы проговаривает их названия. Общение жестами предшествует и сопутствует формированию речи.

Зрительная интеграция при аутизме

Слуховое внимание

Перед тем как работать над артикуляцией нужно научиться слушать и слышать.

Дети с аутизмом плохо воспринимают неречевые звуки, не понимают, откуда они идут и что значат. Эта особенность не дает им ориентироваться в пространстве, приводит к несчастным случаям. Скорректировать неречевой слух помогают музыкальные занятия и методические игры (“Тук-тук”, “Кто там?”, “На чем играют?”) со звуками животных, природы.

При тренировке речевого слуха ребенок должен слышать голос и смотреть на губы говорящего. Зрительные опоры упрощают понимание: каждый раз, когда ученик не знает слово, педагог показывает на картинку.

Коммуникация

Как запомнить новые слова? Смотреть на картинки. Держать соответствующие предметы в руках. Многократно повторять их названия.

В начале обучения жесты сочетаются с речью. Поэтому после демонстрации и называния предмета – “это мяч” – следует команда: “дай мяч”, а затем вопрос “что это?”. На занятиях детей учат давать вопросы и ответы в нужном контексте.

Вокабуляр (словарный запас) расширяется постепенно. Для снятия трудностей упрощается структура языка – его грамматика. Инструкции даются отдельными словами (“встань”, “сядь”, “смотри”, “иди”).

Мелкая моторика

Развитие ручной моторики помогает активировать зоны мозга, отвечающие за речь. Дефектологи для детей с аутизмом предлагают много видов активности: игры с пальцами, вкладывание-выкладывание предметов в ящики, собирание мозаики; хватание игрушек кистью и щепотью (тремя пальцами), нанизывание бус, колец пирамидок, свинчивание и развинчивание гаек с болтов разного диаметра, массаж колючими шариками, пружинами и мячами.

Занятия с детьми аутизм

Произношение звуков

Логопедическая гимнастика – это комплекс упражнений для тренировки мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка.

логопедическая гимнастика при аутизме

Тренировка речевого дыхания

Чтобы интонация стала плавной, нужно научиться вдыхать и выдыхать в нужный момент, а ещё произносить фразы на выдохе.

Как понять, что с моим ребенком работает профессионал?

Опытный логопед для детей с аутизмом:

  • действует поэтапно, от простого к сложному;
  • не настаивает на выполнении задания в случае отказа;
  • дает четкие, понятные инструкции;
  • не перегружает ребенка эмоциями;
  • разговаривает спокойным, негромким голосом;
  • избегает резких движений;
  • повторяет действия много раз;
  • пользуется ограниченным количеством учебных материалов;
  • соблюдает ритуалы урока (приветствие, прощание, этапы работы: сначала мы играем, потом повторяем звуки)
  • не скупится на похвалу, т.к. поддержка и позитивное подкрепление значат для детей очень многое.

Ищете опытного дефектолога для детей с аутизмом? МЦ "Сакура" работает с 2011 года. Мы специализируемся на реабилитации ДЦП, но также помогаем детям с РАС, синдромом Дауна. В нашем штате – российские и китайские врачи. Принимаем заявки по всей России. К нам едут пациенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы, Казани и других городов.

Полезные статьи: