0
Товаров на сумму:
0 р
Оформить заказ

Пн.-пт:  09:00 - 19:00

Суб: 09:00 - 13:00

Воскр: выходной

454014 г. Челябинск, ул. Захаренко, 18

Обучение чтению детей с аутизмом.

Нужна консультация?
Задайте свой вопрос

Детям с РАС чтение дается очень медленно. Однако правильный подход, спокойствие и терпение позволят Вам через некоторое время увидеть потрясающие результаты.

О БУКВАРЕ

Букварь – первая книга в жизни малыша. Она закладывает фундамент для осмысленного чтения. Сначала читать сложно, неинтересно, детей привлекают только красивые картинки. Затем процесс автоматизируется, маленький человек начинает любить книги.

Стандартный букварь охватывает широкий спектр тем (домашние животные, посуда и т.д.), но он не всегда связан со специфическими увлечениями аутичных детей (например, приключениями роботов). Не переживайте на этот счет: ориентироваться только на предпочтения ребенка было бы в корне неверно. Фиксацию на узконаправленных темах не нужно постоянно поощрять. Старайтесь, наоборот, постепенно разнообразить интересы сына/дочери.

О МЕТОДАХ

Обучение чтению детей с аутизмом бывает:

  • глобальным;
  • послоговым;
  • аналитико-синтетическим (или побуквенным).

Занятия будут эффективными, если Вы станете чередовать все три принципа.

Глобальное чтение

Его суть состоит в том, чтобы читать слова полностью, а не распознавать в них отдельные буквы.

Обучение строится на энграммах: автоматизированных фрагментах прошлого запоминания, говоря проще, словах, которые ребенок называет автоматически, не задумываясь. Ими могут быть имена мамы и папы, клички питомцев, любимые игрушки. Чтобы закрепить ассоциативную связь между словом и картинкой, подойдут семейные фото с подписями: мама Алина, папа Виктор. Также сделайте карточки с надписями и наклейте их на картинки или предметы, которые малышу нравятся. Карточки должны быть крупными – не менее 5 см и понятными. Лучше напечатать, чем писать от руки.

Установить и закрепить связь между картинкой и надписью помогут упражнения. Например, мама подбирает картинки по разным лексическим темам (игрушки, транспорт, одежда). Далее она составляет таблички с разными предметами внутри одной группы, например, игрушки = робот и пират. Сначала родитель подкладывает картинку в соответствующую таблицу, называя ее, затем это повторяет ребенок.

Обучение чтению детей с аутизмом

C существительными более-менее понятно. А как быть с глаголами? Берем одного знакомого персонажа и несколько действий – кот бежит, кот спит, кот играет. Даем и вместе выполняем письменные инструкции: покажи нос, покажи глаза и т. д.

Послоговое чтение

Сначала учим открытые слоги (согласная + гласная), затем – закрытые (гласная + согласная). Чтобы снять трудности, комбинируем одну согласную со всеми гласными: ла, ле, ли, ло, лу, лэ, лю, ля. Затем подставляем другую согласную. По этой схеме прорабатываем все слоги.

Учим читать ребенка с аутизмом

Варианты упражнений

Ребенок берет карточку со слогом и перекладывает в соответствующую ячейку на большой доске. В этот момент педагог четко озвучивает слог. Закрытые слоги произносятся более протяжно. Для задания нужно лото с парными изображениями.

Учитель подкладывает разные буквы к одной, напечатанной на бумаге. Вам пригодится набор пластиковых карточек с гласными и согласными.

Карточки с буквами расположены на расстоянии до 15 см друг от друга. Рядом лежит шнурок с узелком на конце. Ученик прижимает его к согласной, а свободный край тянет к гласной. В этот момент учитель проговаривает согласный звук. Как только ребенок дотягивает до гласной, взрослый называет весь слог полностью, например, ннн-а, ррр-а.

Аналитико-синтетическое чтение

Это сопоставление букв и звуков.

Варианты заданий

  • Взрослый берет карточку с буквой, называет ее и показывает на иллюстрацию. Например, держит лист с буквой “У” и картинку, где нарисована утка. Повторяет действие несколько раз. Затем он дает задание ребенку: положить карточку на соответствующую иллюстрацию. Цель упражнения: научиться определять первую букву слова.
  • Мама/папа вырезает бумажные буквы и степлером фиксирует на каждой по 3-4 скрепки. Далее ребенок ловит букву магнитом, словно рыбку, а взрослый называет ее. Цель: научиться концентрировать взгляд и внимание на конкретном символе.

О ТОМ, КАК ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЕ

Людям с РАС проще воспринимать визуальную информацию, это тоже стоит учесть.

Несколько советов:

  • Читайте малышам вслух, просите показать где читаете и перевернуть страницы. Задавайте вопросы по сказке/истории. Переспрашивайте имена героев, названия предметов. Дети будут взаимодействовать с Вами на том уровне, который им доступен.
  • Не перегружайте. Делайте частые перерывы. Давать ребенку возможность восстановить сенсорное равновесие. Людям с аутизмом проще запомнить информацию, которая дается порционно.
  • Обучайтесь в движении. У многих детей с РАС концентрация внимания повышается во время ходьбы, бега, катания на качелях.
  • Не произносите длинных инструкций: «Вася, иди, посмотри, где на стене написана В? Покажи мне её». Вопросы нужно формулировать кратко и четко: “Где В? Вот В”.
  • На начальном этапе обучения не должно быть графически похожих слов, типа: машина – мишка; дверь – двор.
  • Говорите эмоционально, но ни в коем случае не срывайтесь на крик. Не показывайте раздражения. С учебой у ребенка должны быть связаны только позитивные ассоциации.
  • Вводите новую информацию постепенно. Время от времени возвращайтесь к тому, что уже проработано.

О КНИГАХ И ПОСОБИЯХ

Предлагаем пользоваться следующими материалами:

  • “БУКВАРЁНОК, часть 1. Учимся читать и говорить одновременно”, “БУКВАРЁНОК, часть 2. Путь к фразе”. Лодейщикова Елена Викторовна.
  • “Букварь”. Жукова Надежда Сергеевна.
  • “Мой любимый букварь”. Голуб Ирина Борисовна.
  • “Букварик. Пособие по обучению детей 3-5 лет чтению”. Бортникова Елена Федоровна.
  • “Я читаю и понимаю текст”. “Я читаю и понимаю слова”. “Я читаю и узнаю по профессии” Мальцева Ирина Владимировна.
  • “Учимся читать правильно за 20 минут в день”. Резниченко Татьяна Семеновна, Дмитрова Елена Дмитриевна.
  • “Обучение беглому чтению. Пособие для занятий с детьми дошкольного и мл. школьного возраста” Полякова Марина Анатольевна.
  • “Простые упражнения для обучения чтению”. Жукова Олеся Станиславовна.
  • “Домино с чтением”. Хомякова Екатерина Евгеньевна.
  • “240 картинок для обучения чтению, письму и рисованию”.
 

Полезные статьи: