Мама каждого особенного ребенка хочет, чтобы он научился самостоятельно одеваться, писать, печатать, закрывать дверь и выполнять другие действия без посторонней помощи. Для этого нужно упорно и непрерывно работать над мелкой моторикой, т.е. развивать координированные движения кистей и пальцев.
Почему у детей с дцп страдает моторика рук?
Причины бывают разными. У одного ребенка это происходит из-за слабого зрения и нарушений восприятия. У другого руки все время заняты: они служат ему опорой. Третья причина – неправильное положение туловища и плечей, вследствие чего малышу трудно дотянуться до предметов, хватать или, наоборот, выпускать игрушки. Разные диагнозы – разные сложности. При повышенном мышечном тонусе (спастические формы ДЦП) ребенок, разжимая руку, сгибает запястье, а при нестабильном тонусе и неконтролируемых движениях (гиперкинетические формы) – отдергивает руку, раскрывает ладонь и выгибает пальцы.
Кому не подходят занятия по мелкой моторике?
Бесполезными упражнения будут лишь в двух случаях: гиперестезия (повышенная чувствительность к прикосновениям) и постоянное сжатие кисти в кулак. Сначала нужно научиться переносить тактильные стимулы, раскрывать ладони и опираться на них, а уже затем отрабатывать движения рук.
Как помочь ребенку дома?
- Практические советы по развитию моторики у детей с ДЦП
- Разогните запястье малыша и разверните его ладонь так, чтобы пальцы были выпрямлены, а большой палец отведен в сторону. В таком положении нужно играть и учиться.
- Некоторые дети берут предметы не большим и указательным пальцами, а средним, безымянным и мизинцем, при этом большой палец прижат к ладони. Это неправильный двигательный стереотип, он не должен закрепляться в памяти. Единственный способ от него избавиться – надевать фиксатор для большого пальца.
- Время от времени полезно поддерживать ребенка, так, чтобы ему не приходилось опираться на руки. Они должны быть свободны для игры.
- Протягивая малышу конфету или раскладывая игрушки на столе, заставляйте его до них дотянуться.
- Даже если вы ждали одного движения, а у него хорошо получилось другое, закрепите успех повторением.
- Пестрый ковер или цветастая скатерть – плохой фон для детской игры. На нем сложно различать предметы, к тому же, яркие узоры отвлекают внимание.
- Хорошо, когда ребенок старается убирать игрушки сам, кладет их в соответствующие коробки.
- Учите детей кушать самостоятельно, брать ломтики овощей и фруктов, конфеты, печенье.
- Не лишней будет просьба поставить книги на полку, бросить монеты в копилку, и т. п.
Игры на развитие мелкой моторики у детей с дцп
- Кладите в ванну маленькие губки, просите малыша выжимать из них воду. Учите его толкать мячики по воде.
- Игра в “ладушки” помогает раскрывать ладошки.
- Пересыпайте сухой песок и лепите фигурки из мокрого.
- Играйте с водой и мыльными пузырями.
- Перекладывайте мелкие предметы из одной коробки в другую.
- Рисуйте пальцами.
- Вырежьте из журналов картинки рыб, уток и лягушек. Нарисуйте на листе бумаги пруд. Пусть сын/дочь наклеит туда бумажных животных.
- Читая сказки, задавайте вопросы типа: «Где цветок/машинка?», чтобы ребенок показывал на соответствующую картинку пальцем.