Пн.-пт: 09:00 - 19:00
Суб: 09:00 - 13:00
Воскр: выходной
454014 г. Челябинск, ул. Захаренко, 18
Немного научной информации. «Рефлекс» происходит от латинского слова reflexus, что означает «отраженный». Это реакция организма на различные раздражители, которая осуществляется посредством центральной нервной системы.
Рефлекс является основным показателем функционирования нервной системы. Рефлексы регулируют движения ребенка до момента, пока он не начнет осуществлять целенаправленную деятельность. К таким реакциям относятся хватательный, сосательный, защитный и многие другие рефлексы. Их всегда проверяют на приеме педиатры и невропатологи.
В грудном возрасте физиологические рефлексы возникают и пропадают в определенное время. К достижению годовалого возраста большинство их них исчезает. При различных неврологических нарушениях рефлексы у ребенка притормаживаются или наоборот активизируются, изменяются и сроки их возникновения и прекращения. Таким образом, наблюдаются отклонения от нормы или, иначе говоря, патологические рефлексы.
Следует отметить то, что вовремя не утраченные рефлексы продолжают появляться в последующие годы жизни ребенка, возникают на несвойственном для них этапе развития. Нервная система фиксирует их наряду с вновь полученными навыками, что неблагоприятно влияет на последние и тормозит нормальное физиологическое развитие ребенка. В результате нарушается двигательная активность.
Движения у детей и взрослых вырабатываются посредством неоднократного повторения действий. Как уже ранее отмечалось, рефлексы необходимы для регуляции двигательных навыков у ребенка до тех пор, пока не сформируется осознанная деятельность. При переходе в категорию патологических они фиксируются в памяти мозга и тем самым способствуют искажению и устойчивому формированию неправильных движений.
Это возможно только в случае, когда движения постоянно контролируются и неоднократно повторяются. Возникает вопрос об эффективности обучения и осуществления движений. Логичен и следующий вопрос: как надо делать?
Нормальное развитие ребенка предполагает выполнение движений в соответствии с личными особенностями, каждый ребенок индивидуален, поэтому у всех двигательная активность проявляется по-разному. У всех малышей имеется своя «методика» ползания, вставания и т. д., выделяется лишь единая схема действий.
Они хотят, чтобы их ребенок начинал совершать самостоятельные движения. У маленьких детей рефлексы выполняют функцию подготовки к последующим движениям. С помощью рефлексов малыш начинает двигаться. Можно рассмотреть такую активность, как переворачивание с животика на спину, где играет роль выпрямляющий рефлекс. Лежа на животе, грудничок изначально включает лабиринтно-тонический рефлекс. Он поднимает головку, далее срабатывает симметричный шейно-тонический рефлекс. Руки ребенка выпрямляются, он опирается на них, после чего включается ассиметричный шейно-тонический рефлекс. Головка малыша осуществляет поворот, одна ручка сгибается в локтевом суставе, корпус заваливается набок. Выпрямленная рука и повернутая головка тянут тело, и ребенок целиком переворачивается. По аналогии с выпрямляющим рефлексом можно рассмотреть каждый двигательный акт. Сначала ребенок ползает на четвереньках.
Все рефлексы постепенно трансформируются в другие – это нормальная физиология. Тонические рефлексы сохраняются на протяжении жизни. Так, лабиринтно-тонический рефлекс способствует удержанию позы. Некоторые утверждают, что это установочный лабиринтно-тонический рефлекс, но по сути, принципиальной разницы между ними нет. Можно поразмыслить логически. Во многих источниках говорится о гашении рефлексов, т. е. будто гашение предполагает абсолютное исчезновение действий («гасится огонь»). У нормально развивающихся детей они исчезают, однако, при воздействии травмирующего фактора на более взрослых детей тонические рефлексы активизируются. Происходит регрессивный виток развития, тонические рефлексы являются низшим звеном и источником выстраивания самостоятельных действий.
У каждого ребенка отмечается определенная степень нарушения. Движения могут осуществляться именно за счет рефлексов, а не исходя из них, все это хорошо заметно, особенно при тяжелых поражениях нервной системы. Если движения у ребенка осуществляются посредством рефлексов, то при неоднократном повторе действие формируется в самостоятельное, после чего влияние рефлексов ослабевает. Не зря существует всем известная поговорка «Движение – жизнь». Взаимодействие с одними рефлексами не приводит к полноценному развитию, нужно постоянно двигаться, добавляя обучение движениям.
Полезные статьи: