Пн.-пт: 09:00 - 19:00
Суб: 09:00 - 13:00
Воскр: выходной
454014 г. Челябинск, ул. Захаренко, 18
Овладение навыками письма у детей с ДЦП проходит очень сложно и требует огромной усидчивости как от ребенка, так и от родителя. Универсального средства обучения письму нет – к каждому ребенку надо искать подход и определять, какие техники помогают лучше всего. В этой статье мы собрали для вас несколько советов, которые помогут детям с ДЦП научиться писать.
Письменный стол и стул необходимо подбирать с учетом особенностей и потребностей ребенка: рассчитать их высоту и ширину, продумать крепления для ног, рук и – при необходимости – для плеч. Перед тем, как переходить к обучению письму, рекомендуем за этим столом провести несколько привычных для ребенка занятий, чтобы ему было комфортно в своем новом положении.
Важную роль играют канцелярские принадлежности – карандаши, ручки, бумага. Опираемся, опять же, на особенности и потребности ребенка: для начала подойдет обычный мягкий карандаш круглой формы (без граней, которые создадут дополнительный дискомфорт пальчикам) и хорошая ручка, не царапающая бумагу (лишний стресс ребенку ни к чему). Затем подбираем бумагу удобного формата с необходимым количеством линеек, с удобным размером клеток и т.п. Подойдут хоть матовые, хоть глянцевые листы.
Рекомендуем начинать занятия с карандаша, т.к. он легче поддается непослушным детским рукам. У детей с гиперкинезом чаще всего захват получается хорошо – они крепко держат карандаш, хоть и не всегда берут его правильно. Но на данном этапе это не так важно – главное, чтобы ребенку было удобно держать карандаш и писать им. Дети с ослабленными мышцами с трудом удерживают карандаш в руке и даже, зачастую, вовсе не могут взять его со стола. Здесь на помощь приходят дополнительные средства: шарики (помогают размять и усилить руки), клубок ниток со вставленным в него карандашом (подобранный по размеру клубок ребенок сможет удержать в кулачке, а крепко зафиксированным карандашом сможет написать первые буквы); крепление карандаша ремешками с липучками или резинками к руке.
Также в качестве вспомогательного средства можно использовать специальные резиновые насадки – так называемые «ручки-самоучки»: их форма сразу заставляет ребенка правильно держать карандаш. Но этот помощник пригодится уже после того, как ребенок научится держать карандаш.
Первое время обучение проводится по принципу «рука в руке»: взрослый держит детскую руку своей рукой и вместе с ним обводит контуры, рисует палочки, пишет элементы букв.
При дальнейшем обучении подойдут любые игровые формы, ассоциации и подсказки. Главное – чтобы ребенок запоминал последовательность черточек, из которых складываются буквы. Одна из часто встречающихся проблем – безотрывное письмо, т.е. дети пишут, не отрывая карандаш от бумаги. Чтобы избежать этого, подойдут, опять же, различные игровые и ассоциативные напоминания о необходимости сделать паузу в написании.
Процесс обучения письму проходит для каждого ребенка с ДЦП индивидуально и не ограничивается теми средствами, о которых мы рассказали. По итогам первых занятий можно будет сделать вывод, какие моменты получаются лучше, а какие хуже, на что нужно обратить внимание и какую подобрать методику, чтобы ваш малыш научился писать без посторонней помощи.
Полезные статьи: